Уроки программирования на Java. Программирование с нуля: с чего начать? Как начать изучать программирование с нуля на языке Java? Язык программирования java обучение

И создания веб-сайтов становятся все более популярными и привлекают внимание огромного количества людей. Начать разрабатывать программы сможет даже человек без специального образования, главное - желание и стремление к изучению нового материала и постоянная практика.

Варианты изучения

С чего начать обучение программированию с нуля?Существует несколько способов освоения нового материала в данной области. Частные преподаватели подскажут, как начать изучать программирование с нуля, и обучат вас важным аспектам построения программного кода. Однако данный метод достаточно затратный, поэтому в основном используют такие способы обучения:

  1. Специализированные курсы. Их стоимость намного меньше, чем уроки персонального репетитора. Стоит заметить, что множество работодателей положительно реагируют на наличие разнообразных сертификатов о завершении обучения в компьютерных академиях. Обратите внимание на курсы всемирно популярных компаний «Майкрософт» и «Циско».
  2. Удаленные бесплатные курсы. В интернете очень большое количество сервисов, с помощью которых вы сможете просмотреть курсы лекций Оксфорда, Гарварда и других именитых учебных заведений мира. Также существуют специальные платформы для тренировки практических навыков программирования. Более подробно об удаленном обучении и полезных интернет-сервисах читайте далее в статье.
  3. Самообучение. С чего начать изучение программирования с нуля, если вы не планируете записываться на курсы и тратить деньги? В таком случае проще всего заняться самообразованием. Начать изучение следует с прочтения основ, не углубляйтесь в теорию, сразу приступайте к практике, ведь только в процессе создания программы вы будете приобретать необходимые навыки.

После выбора подходящего вам варианта обучения следует определиться с предметной областью, ведь программирование имеет достаточно широкий спектр разных ответвлений.

Как выбрать подходящее направление?

Напрямую зависит от типа ПО, которые вы будете создавать в будущем:


Если наиболее важную роль для вас играет размер заработной платы, обратите свое внимание на рынок вакансий. Сейчас самыми востребованными считаются разработчики, которые специализируются на языках Java, C#, ASP.NET, C++.

Языки низкого и высокого уровней. Разница и области применения

Считается, что все языки программирования делятся на высокоуровневые и низкоуровневые. Код низкого уровня более легко обрабатывать компьютеру, но его написание занимает много времени и требует больше знаний в предметной области. Такие языки (например, ассемблер) используются для написания ПО для цифровых микросхем и микроконтроллеров. Они не очень удобны для того, чтобы изучать программирование с нуля. С чего начать написание первых программ, подскажут приведенные далее в статье полезные сервисы и литература от всемирно известных авторов.

Высокоуровневые языки намного легче в применении, ведь они используют встроенные библиотеки для упрощения и визуализации кода. Большинство современного ПО пишется с помощью языков высокого уровня.

Программирование с нуля: с чего начать приложений?

Процесс создания мобильных программ позволяет программистам работать с новейшими инструментами и, как следствие, заработать приличное количество денег благодаря монетизации. Для начала следует выбрать площадку, на которой вы будете работать:

  1. Google Play. Магазин приложений для пользователей операционной системы "Андроид". Данная ОС имеет наибольшую долю пользователей на рынке. Для разработки приложений и игр используются языки java и C/C++. Наибольшей популярностью пользуются приложения-мессенджеры, клиенты социальных сетей, облачные хранилища, игры.
  2. Windows Mobile Store. Данный магазин стремительно набирает популярность вместе со смартфонами от компании «Майкрософт». В странах СНГ большинство пользователей предпочитают планшеты на платформе Windows Phone. Программирование приложений для такого магазина помогает заработать больше денег на монетизации, ведь, в отличие от "Андроида", практически все программы в магазине Windows распространяются на платной основе.
  3. App Store. Еще одна выгодная площадка для разработки (язык - Objective-C). Процесс создания программ для устройств компании Apple требует предустановленной среды разработки под названием Xcode. Следующим шагом нужно изучить Objective-C программирование с нуля. С чего начать написание кода, подскажет книга Дэвида Марка «Изучение С для Mac. Издание второе».

Язык Java

Большинство профессиональных разработчиков рекомендуют начинать познание программирования с языка Java. Он является простым в изучении и в то же время востребованным на рынке. Воспользуйтесь нижеприведёнными советами, если вы решили изучать программирование с нуля. С чего начать Java-разработку?

Java - объектно-ориентированный язык программирования высокого уровня, который нужен для разработки большинства современных веб-приложений и игр. В процессе компилирования (превращении написанного кода в язык, понятный для устройства) код превращается в последовательность байтов, поэтому программу легко протестировать на любой виртуальной машине Java.

Программирование с нуля. С чего начать Java- и Web-кодинг?

Язык Java широко используется в веб-разработке. Прежде чем начать полноценный процесс программирования, следует изучить Java, PHP, MySQL, HTML, CSS. Более подробная расшифровка этих понятий приведена ниже:

  1. Java - используется в написании утилит для сайтов и прописания логики функционала веб-страниц.
  2. PHP - язык для создания персональных страниц сайтов. Имеет скриптовую структуру. Лидирующий язык в создании популярных сегодня динамических веб-сайтов. PHP нужен, чтобы понять скрипты и программирование с нуля. С чего начать? C прочтения книги Джоша Локхата «PHP: Правильный путь».
  3. MySQL - система для руководства азами данных. Широко применяется в создании веб-сайтов, которые требуют хранения больших объемов сгруппированных данных.
  4. HTML - не является языком программирования. Это язык разметки, использующийся для написания базы веб-страницы (построения блоков, распределение текста и абзацев и так далее).
  5. CSS - каскадная таблица стилей. Используется только совместно с HTML для придания языку разметки стиля и внешнего вида.

Только узнав базовые понятия вех этих технологий, вы сможете приступать к созданию профессиональных динамических веб-сайтов, которые сегодня имеют большой спрос.

Web-программирование. Актуальность и особенности

Тема Web-программирования сегодня особенно актуальна. Как было указано выше, для начала разработки веб-элементов нужно иметь довольно большой объем знаний о языках разметки, создании скриптов, логики и стилей.

Сейчас никого не удивишь сайтами, которые созданы только с помощью HTML и CSS, поэтому востребованными стали веб-разработчики, которые способны сделать сайт визуально красивым, а также наполнить его всем необходимым для пользователей функционалом.

Такой вид разработки требует создания двух типов одной и той же программы: серверной и клиентской части. Программист должен понимать принцип работы так называемых сокетов - пакетов данных, которые позволяют передавать нужные потоки информации по сети между сервером и клиентом.

Создание приложений под операционную систему Windows

Для разработки таких программ вам понадобятся познания языка C#. Бесплатный сервис от компании «Майкрософт» под названием Virtual Academy позволит вам выучить все особенности данного языка и попрактиковаться в написании простых приложений.

Согласно новой политике «Майкрософта», все приложения выкладываются в магазин ПО, таким образом можно получить доступ к монетизации своего проекта.

Семейство языков С (С, С++, С#). Особенности

Программирование с нуля - с чего начать выбор языка? Ответ на этот вопрос можно получить, более детально углубившись в разновидности технологий создания приложений. Следует принимать во внимание и актуальность того или иного языка.

Языки С, С++, С# имеют одну общую черту - наличие функции ООП (объектно-ориентированного программирования). Такая технология позволяет значительно упростить процесс написания программного кода. Каждый программный объект описывается в определенном классе и имеет свои параметры, методы и свойства. Таким образом, программист может не прописывать каждый раз огромные куски кода, если один и тот же объект нужно использовать несколько раз.

Полезные интернет-сервисы для изучения основных принципов программирования и структуры кода любого приложения

На первом этапе обучения практически любой веб-сервис предложит вам попробовать свои возможности, используя «Паскаль» - наиболее простой из языков высокого уровня. Он используется в обучающих целях, его преподают в школах и техникумах, дабы студенты смогли понять программирование с нуля. С чего начать «Паскаль»-кодинг? Прежде всего, нужно скачать на ваш ПК среду разработки. Это небольшой исполняемый файл, в котором и предстоит писать программный код. Используйте TurboPascal, ведь это наиболее популярная среда изучения данного языка программирования.

HourOfCode - веб-сервис от компании «Майкрософт». Он предназначен для того, чтобы наглядно показать ученикам, что такое цикл, переменная, класс, условия. Процесс обучения похож на игру.

CodeAcademy - мощный ресурс для изучения практически любой технологии кодинга. Уделяя всего по часу в день, вы и не заметите, как научитесь программировать и создавать свои собственные проекты.

Udacity - сервис, который предоставляет своим пользователям бесплатный доступ к лекциям именитых профессоров и разработчиков.

Получение начального опыта. Фриланс

После изучения основных принципов выбранного вами языка можете смело приступать к своим первым проектам. Начните заниматься фрилансом, ведь именно таким образом вы наполните свое портфолио и получите опыт общения с заказчиками. Такие навыки пригодятся в будущем, если захотите устроится в компанию на официальную должность разработчика программного обеспечения.

Итог

Программирование с нуля: с чего начать? Для чайников профессора всемирно известных университетов советуют поупражняться с базовыми структурами, которые составляют основу любого языка программирования. Запишитесь на специализированные курсы или займитесь самообучением, прослушивая лекции в режиме онлайн.

В этой статье я постараюсь максимально просто и понятно изложить основы программирования на языке Delphi

Java для чайников. Урок 1. Программа Hello World!

Для начала я расскажу, что может Java. Во первых, на этом языке можно написать апплеты - программки, внедряемые в web- страницу сайта. Например, это может быть игра, система бизнес графики и многое другое. Во вторых, на Java можно писать и полноценные приложения, не обязательно связанные с Web. А можно и сервлеты - программы, которые в отличии от апплетов, выполняются не на стороне клиента, а на стороне сервера.

Начнем с самых самых основ. Отдадим дань традиции и напишем простейшую программу, которая выводит на экран приветствие Hello World. Если у вас нет Java, то ее можно скачать с официального сайта http://www.java.com/ru. Затем установите его.

Если Java у вас установлен, то наберите в каком нибудь редакторе вот такой текст:

Public class HellowWorld {

Public static void main ( String args ) {

System . out . print ( "Hellow , world!" );

}

}

И обязательно сохраните его под именем HellowWorld. java - имя исполняемого класса должно совпадать с именем файла. Для компиляции используйте программу javac.exe, входящую в стандартный пакет Java. Вот как может выглядеть батник компиляции этого java файла:

"c:\Program Files\Java\jdk1.7.0\bin\javac" HellowWorld.java

pause

Если при компиляции никаких ошибок не выскочило:

то, скорее всего, компиляция прошла успешно и у вас в том же каталоге, где лежал HellowWorld. java появился еще и HellowWorld .class:

Теперь запустим другой батник, который вызовет интерпретатор Java вместе с нашим скомпилированным файлом:

"c:\Program Files\Java\jdk1.7.0\bin\java" HellowWorld

pause

Если все сделано правильно, то у вас должен получиться вот такой результат:

Если вы его получили, то могу вас поздравить - вы написали свою первую программу на Java. В дальнейшем мы научимся писать Java- апплеты, и много другое. А сейчас несколько слов о самой программе. Как вы заметили, она начинается со слова public. Это модификатор, который обозначает, что мы объявляем что ли общедоступное: класс, метод класса или переменную. Бывают и другие модификаторы, например: private, protected, friendly, final, abstract, static. Некоторые из них можно комбинировать между собой. Например, private обозначает, что к переменная, которую мы хотим объявить, закрыта для других классов. Но до модификатор мы еще доберемся. А сейчас рассмотрим следующее ключевое слово class. Оно обозначает, что мы объявляем класс. В java все строиться на классах. Один из классов обязательно является базовым. И базовый класс обязательно должен быть public. В данном примере это класса HelloWord. Пока он у нас единственный.

Теперь попытаюсь объяснить простыми словами, что же такое класс и что такое объект .

Вспомним школьный курс зоологии. Как классифицируется живой мир? Сначала вводиться понятие «царство».

1. Царство одноклеточных,

2. Царство растения

3. Царство животные.

Возьмем животных. Их можно разделить по типам. Например:

1. Тип кишечнополостные.

2. Тип плоские черви.

3. Тип моллюски.

4. Тип хордовые.

Последние делятся на млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, птиц и т. д. Можно еще дальше углубиться в классификацию, но сейчас мы это делать не будем, а перейдем непосредственно к программированию.

В языке Java , можно, подобно классификации живого мира, классифицировать объекты (куски программы и данных). Для этого в нем есть классы.

Стоп стоп! – скажете Вы, - а зачем классифицировать эти объекты?

Представить себе, что Вы, подобно некому демиургу (творцу, богу), создаете жизнь на Земле. Сперва Вы разработали простейшие органические соединения. Так, ради эксперимента, что же получиться. Затем объединили их в сложные молекулы, из которых, как из кирпичиков, собрали простейшие микроорганизмы. Но Ваша конечная цель – создание разумной жизни. Поэтому вы не остановились на достигнутом, А сотворили многоклеточные организмы. Затем стали улучшать их, развивать. Некоторые виды оказались жизнеспособные, некоторые вымерли (динозавры). И вот наконец цель достигнута – появился Homo Sapiens – человек разумный.

А теперь опустимся с небес на землю и представим программирование как творение, где вы свою программу заставляете эволюционировать до какого то определенного состояние, когда ее можно использовать, а затем и дальше, постепенно наращивая и улучшая функционал.

А теперь представим, что атом – это простейшая команда программы или единица информации (что друг от друга, согласитесь, не отделимы, ибо программа работает с чем – правильно, с информацией).

Тогда молекула – это подпрограмма. Или объект.

Вот мы создали в своей программе кучу объектов. Надо же их как то классифицировать, что бы не запутаться. Вот для этого в Java и предусмотрены классы (class ). С помощью них мы описываем класс объектов (общее понятие, например птицы), а потом, имея описанный класс можем создать объект – экземпляр этого класса. То есть, класс – это само слово Птицы, а объект – это какая то конкретная птица, если продолжать нашу аналогию.

Далее, птицы бывают разных видов. Но все они имеют какие общие признаки, унаследованные от понятия «Птицы». Так и в Java , от класса можно создать другой класс, который наследует его свойства и методы (признаки). Это называется наследование.

У разных птиц разный окрас перьев, форма клюва и крыльев. Так и у классов, при создании нового класса, унаследованные признаки можно менять. Это называется полиморфизм .

Так, с основными понятиями Java разобрались. Теперь пройдемся по программе.

Вот таким вот образом мы объявляем класс:

public class HellowWorld {

В данном случае в нашей программе класс единственный, и это базовый класс, тоесть, класс, ответственный за запуск программы. Именно поэтому его имя должно совпадать с именем файла, что бы интерпретатор "знал", с чего же начать выполнение программы.

Базовый класс (HelloWorld )имеет базовый метод: main. Он у нас объявлен как public и static. Первый обозначает, что этот метод общедоступный. Если бы это было не так, то программа у нас просто не запустилась бы. Бывают еще и методы не общедоступные, но они мы поговорим в следующих уроках, пока просто запомните, что базовый метод (который у нас запускается при старте программы) должен быть public. И его имя должно быть main, что бы интерпретатор знал, с чего начать выполнения программы.

Теперь что такое static. Это модификатор, который показывает, что метод статический. Тоесть, он работает даже тогда, когда экземпляр класса (объект) не создан. Вообще, поля и методы с модификатором static являются общими для всех объектов класса. Об этом тоже поговорим в дальнейшем.

Каждый метод может иметь или не иметь возвращаемого значения. Если имеет, то это функция. Тип возвращаемого значения так же ставиться в объявлении метода. Если нет то ставиться void (как в нашем примере).

Обращение к полям и методам объекта идет через точку. Есть так же встроенные объекты, например, System, который мы и используем в нашем примере:

System . out . print ( "Hellow, world!" );

в данном случае мы обращаемся к полю out, которое тоже является объектом, предназначенным для вывода данных и вызываем его метод print, который выводить тектс на экран (как в старом добром Бэйсике команда PRINT).

(С) Шуравин Александр

Программирую на Java вот уже 7 лет. Но на работе часто приходится обучать новое поколение. В связи с этим и решил сделать некоторую шпаргалку, которая, надеюсь, пригодится и для хабрчан. Если кто-то может помочь дополнить чем-то информацию из этой статьи, то пишите! Итак:

Основные ресурсы для начального обучения

  • www.javable.com - сайт со статьями и tutorial"ом по Java. Все в основном на русском.
  • www.exampledepot.com - очень полезный ресурс, где собраны краткие примеры использования классов для тех или иных пакетов
  • java.sun.com - без первоисточника не обойтись. Для любого Java программиста JavaDoc должен быть истиной в последней инстанции. Так же здесь можно найти серию tutorial"ов на все возможные темы.

Основные Java пакеты

Ниже приведён список Java пакетов, в которых программист должен свободно ориентироваться. Знакомиться с ними рекомендуется как по JavaDoc"ам , так и с помощью www.exampledepot.com . Все пакеты выстроены в рекомендуемом порядке для изучения. Итак:
  1. java.lang - основа основ. Каждый класс в этом пакете нуждается в отдельном внимании.
  2. java.io - ни одна программа не может обойтись без операций с вводом-выводом.
  3. java.util - пакет в основном содержит все необходимое для работы с коллекциями: Collection, Enumeration, Set, List, Map и т.д. и т.п.
  4. java.net - содержит основные классы для работы с сетью.
  5. java.text - все необходимое для форматирования текста
  6. java.lang.reflect - Java не была бы Java"ой если бы не Reflection. Reflection стирает грань между данными и кодом.
  7. javax.sql - все необходимое по работе с базами данных
  8. javax.xml.* , org.w3c.dom.* , org.xml.sax.* - без этих пакетов работа с XML просто немыслима

Ресурсы для расширения кругозора

  • onjava.com - рано или поздно все новости мира Java попадают сюда
  • www.javaspecialists.eu - ресурс полезен как новичкам, так и продвинутым программистам, так как содержит много статей о тонкостях работы с Java.
  • www.theserverside.com - рекомендуется подписаться на RSS, так как часто проскакивают весьма интересные вещи по Java.

Java Библитеки, которые должны знать все

Java не заканчивается знаниями лишь о возможностях JSDK. Чтобы чувствовать себя комфортно необходимо знать еще десятка два сторонних библиотек, используемых Java программистами повсеместно. Итак, начнем с основных:
  • Commons Lang - то что «забыли» включить в JDK
  • Commons Math - отличное дополнение для java.math
  • Commons Logging - логирование должно быть грамотным. За System.out.println для вывода логов начинающим программистам уже через неделю обучения следует отрубать руки.
Наверное многие скажут: "по Java уже написано много хороших книг, зачем еще одна"? И для многих скорее всего моя книга не даст ничего нового. Ведь основным ее читателем должен стать (предположительно) человек, который вообще не имеет никакого опыта в программировании. Со одной стороны кажется, что достаточно взять книгу с хорошим, наиболее полным описание и все. Но на практике это далеко не так. Недостаточно прочитать о чем-то. Главное понять, как это использовать. Уметь приспособить разный набор средств для решения конкретной задачи. Оценить, что из существующих вариантов лучше. Как этого добиться? Практика. Очень много практики с разбором тривиальных примеров и решением похожих задач самостоятельно. Однако практика, к сожалению, это еще не все. Помимо нее должна быть и правильно подобранная, дозированная теория. Это значит, что я не буду вываливать все знания в полном объеме на читателя сразу. Многое буду сознательно упрощать для лучшего понимания сути вещей. Надеюсь профессионалы меня за это не будут гневно хулить. Ведь после прочтения моей книги, читатель сможет перейти к литературе, дающей более развернутые знания, и разобраться в ней самостоятельно.


Глава: Введение (или рассказ о программировании)

Наверное, в наш прогрессивный век многие слышали такие слова как "программа" и "программирование". Давайте разберемся что это такое, откуда взялось и на какие направления сейчас разбивается.
Во-первых, начнем с термина "программа". Если простыми словами, то программа - это последовательность действий или указаний компьютеру, которую он должен выполнить. Запуская программу, мы запускаем по очереди все команды или инструкции, указанные в ней. Программирование, соответственно, - это процесс создания или написания программ.
Как компьютер понимает или расшифровывает команды записанные в программе?
По сути дела, программа, которую видит компьютер, и программа, которую видит человек на экране, очень сильно отличаются, так как написаны на разных языках. Компьютерная машина понимает только так называемый двоичный код - определенные комбинации из единиц и нулей. Почему так? Все просто, если мы обратимся к механике процесса. Команды компьютеру передаются по шлейфам, состоящие из набора проводов (каналов), и так называемой шине данных. Есть электрический сигнал в канале - значит поступила единица. Нет сигнала - ноль.
Однако, если мы откроем текст программы, написанной программистом, он не будет выглядеть как сплошной набор единиц и нулей и его вполне можно будет "прочитать" и разобрать на команды. Как же тогда компьютер понимает программы, написанные людьми? А вот здесь работают так называемые переводчики с одного языка на другой. Называют эти переводчики - трансляторами. Трансляторы можно разделить на два вида: компиляторы и интерпретаторы. Компиляторы переводят всю программу целиком и сохраняют в специальных исполняемых файлах. Чтобы запустить такую программу, нужно запустить полученный файл. Интерпретаторы переводят команды в режиме он-лайн и сразу их выполняют. По одной команде за один шаг: перевел команду - выполнил, перевел следующую - выполнил, и т. д.
От уровня сложности языка, с которого переводит транслятор, зависит количество команд в двоичном коде. Если язык достаточно приближен к двоичному коду, то на одну команду такого языка будет выходить от 1 (ассемблеры) до 10 команд в двоичном коде. К таким языкам можно отнести, например, Pascal, C. Для высокоуровневых языков, такие например, как С++ и Java, количество команд в двоичном коде на одну команду высокоуровневого языка может быть равным 100 и более.
С одной стороны использование компиляторов лучше, так как программы переведенные целиком на машинный язык работают быстрее. Однако эти программы работают только в какой-то одной операционной системе, для которой они были скомпилированы. К достоинствам интерпретаторов можно отнести так называемую кроссплатформенность, то есть независимость от конкретной операционной системы (платформы). Что здесь имеется ввиду? Дело в том что для запуска одной и той же программы в разных операционных системах будут использоваться разные интерпретаторы: в Windows один интерпретатор, в Linux - другой, в третьей операционной системе - третий и т. д. А текст самой программы остается неизменным и наглядным, где бы мы его ни открыли. Со скомпилированной программой все сложнее. Во-первых, она уже переведена на машинный язык и просмотреть в привычном виде мы ее не сможем. Во-вторых, программа четко ориентирована на определенную операционную систему и изменить это в скомпилированной программе невозможно. Для того, чтобы провернуть подобный фокус нужно взять исходную программу, которая написана на понятном программисту языке, внести необходимые изменения и скомпилировать ее под другую платформу (операционную систему).
В принципе для любого языка можно разработать как компиляторы так и интерпретаторы. К таким языкам, для которых существуют как компиляторы так и интерпретаторы, например, можно отнести Visual Basic. Однако есть ряд языков, для которых существуют только компиляторы или интерпретаторы. Например, для языка Pascal есть множество компиляторов, но нет интерпретаторов (по крайней мере я о них не слышала). Для языков VBScript, JavaScript существуют только интерпретаторы.
Отдельно можно выделить языки программирования, в которых используется некоторое сочетание принципов компиляции и интерпретации. К таким языкам можно отнести и Java. Сначала программа, написанная на Java, обрабатывается компилятором. Однако на выходе получается не машинный, а некоторый промежуточный код (псевдо-код или байт-код), который затем интерпретируется виртуальной машиной Java. Виртуальная машина Java - это программа, которая должна быть установлена в операционной системе, где будет запускаться превращенная в псевдо-код программа.
Как и где пишутся программы?
Давайте подумаем что нам понадобится для создания работающей программы. Во-первых, нам нужно где-то набирать текст программы. А значит нужен какой-то текстовый редактор, в котором мы это проделаем и сможем сохранить. Во-вторых, понадобится компилятор или интерпретатор. В принципе это необходимый минимум. Однако! Следует учесть, что по мере написания программ мы, как и все люди допускаем ошибки. Во-первых, ошибку мы можем сделать в тексте. Было бы удобно, чтобы текстовый редактор умел видеть хотя бы простейшие ошибки в синтаксисе написанных команд и как-то оповещал нас об этом (например, подчеркиванием, как это делает Word для обычных текстов). Во-вторых, могут быть логические ошибки, когда в тексте все вроде верно написано, но ничего не работает так как ожидалось. На этот случай, было бы неплохо иметь удобные инструменты для поиска ошибок во время работы программы.
Для удобства программистов все удобные инструменты объединены в особые программы - системы программирования. Обычно в них есть и особый текстовый редактор, и трансляторы, и отладчик (для поиска ошибок в ходе выполнения программы), и уйму удобных инструментов для облегчения нелегкого труда программиста. К таким "плюшкам" можно отнести автогенерацию кусочков программы, удобный запуск программ по одному щелчку (когда система программирования сама запускает нужный транслятор и полученную исполняемую программу) и многое-многое другое.
Обычно для одного языка существует не одна система программирования, а несколько. Каждый программист, естественно, сам выбирает наиболее удобную для себя систему. Например, для Java самыми распространенными системами программирования являются "IntelliJ Idea","Eclipse","NetBeans".
Поскольку автор предпочитает первую из них и остальные вам пока неизвестны, для нашей практики мы с вами будем использовать "IntelliJ Idea".


Часть 1. Установка необходимых программ и их настройка

Глава: JDK - Java Development Kit (комплект для разработки на Java)

Начнем с самого главного - установки набора необходимых программ для разработки и выполнения программ, написанных на Javа. На английском название этого набора звучит как Java Development Kit или коротко - JDK. Именно последнюю аббревиатуру мы будем использовать в дальнейшем.
Что входит в JDK?
В JDK входят следующие компоненты:
1) JRE - Java Runtime Environment (Среда выполнения Java)
Набор программ и библиотек, необходимых для выполнения псевдо-кода. Фактически это и есть виртуальная машина Java, необходимая для запуска скомпилированных под нее программ.
Примечание: Если нужно только запускать скомпилированные программы, написанные на Java, а не создавать их, устанавливать JDK не имеет смысла. Достаточно установить только JRE.
2) компиляторы
3) отладчики
4) специализированные библиотеки
5) и другие средства разработки
Что такое библиотеки и что в них находится?
Программы на языке высокого уровня пользуются готовыми, проверенными фрагментами кода для выполнения различных типовых действий. К таким действиям можно отнести: отображение информации на экране, ввод данных с клавиатуры, вычисление стандартных математических функций и т. д. Подобные фрагменты кода находятся в библиотеках, представленных в виде отдельных файлов.
Где взять JDK?
Любую версию JDK можно скачать совершенно бесплатно с официального сайта Oracle. Для этого сначала наберем в любом интернет-поисковике следующие слова для поиска: "JDK download". Первый же сайт в списке - наш.

В табличке с нужной версией выбирайте сначала опцию "Accept License Agreement" (переводится с английского как "Согласиться с лицензионным соглашением"), а затем щелкайте по нужному файлу в этой таблице.
Как вы уже знаете, Java - кроссплатформенный язык программирования, то есть одна и та же программа, написанная на нем, одинаково работает в разных операционных системах. Последнее свойство достигается за счет различающихся JRE и JDK на разных операционных системах (платформах).
Естественно вы должны скачать установочный файл, который соответствует вашей операционной системе. Например, если вы работаете под Linuх, выбирайте соответствующий файл для Linux. Если под Windows - файл для Windows.
Если вы устанавливаете JDK под 32 битную операционную систему, качайте файл с пометкой x86. Если под 64 битную - с пометкой х64.
Примечание. Разрядность системы в Windows 7 можно узнать так: жмем «Пуск», правой кнопкой мыши «Компьютер», выбираем «Свойства». Смотрим значение свойства "Тип системы".

Например:

Для 64-битной операционной системы Windows и JDK 8u101 нужный файл будет иметь следующее название:
"jdk-8u101-windows-x64.exe"

Для 32-битной операционной системы Windows и JDK 8u101 нужный файл будет иметь следующее название:
"jdk-8u101-windows-i586.exe"

Как установить и правильно настроить JDK (для ОС Windows 7)?
Этап первый: Установка JDK
Для того чтобы установить JDK, необходимо запустить установочный exe-файл с нужной версией JDK. Дальше нужно лишь следовать по окнам-шагам инсталляции.
Примечание: На одной операционной системе может быть установлено несколько версий JDK и JRE. Сделать какую-то JRE основной (которую и будет использовать виртуальная машина Java) можно в настройках операционной системы. Задать определенную JDK для проекта можно как в операционной системе(будет общей для всех проектов) так и в системе программирования, в которой этот проект пишется.
Давайте рассмотрим весь процесс установки JDK на примере установки JDK 8u102 на 64-битную операционную систему Windows 7 (нужно будет запускать файл jdk-8u102-windows-x64.exe).

1. В первом окне просто нажимаем кнопку "Next"

2. Во втором окне сначала выбираем папку, куда будет устанавливаться наше JDK. Для этого нажимаем кнопку "Change..." и выбираем нужное место на диске.

Примечание: Желательно придерживаться одного общего места для всех папок с разными версиями JRE. То есть чтобы структура общей папки была наподобие следующей:

После этого нажимаем кнопку "Next".

Этап второй: Настройка переменных окружения
Для того, чтобы система программирования знала какую jdk использовать по умолчанию для своих программ и операционная система умела распознавать файлы java, необходимо настроить системные переменные в нашей операционной системе.
Для этого в Windows 7 нужно сделать следующие шаги:

1) Зайдите в следующие настройки:
Кнопка "Пуск" --> правой кнопкой мыши в пункт "Компьютер"--> пункт "Свойства" --> пункт "Дополнительные параметры среды" --> вкладка "Дополнительно" --> кнопка "Переменные среды..."

2) Под списком "Cистемные Переменные" нажать кнопку "Создать"

3) Внести необходимые данные и нажать кнопку "OK":
Имя переменной JAVA_HOME
Значение переменной <путь к папке, куда устанавливалось JDK(не JRE!)>

4) Найдите в списке системных переменных переменную "Path", выберете ее и нажмите кнопку "Изменить".

5) Перейдите в конец поля "Значение переменной"(ничего не удалять!!!), добавьте следующий кусочек текста и нажмите кнопку "OK":
;%JAVA_HOME%\bin\

6) Нажмите кнопку "OK" для окна "Переменные среды", затем для вкладки "Дополнительно" и перезагрузите компьютер.


Глава: IDE (Integrated Development Environment) "IntelliJ Idea"- Интегрированная среда разработки (система программирования) "IntelliJ Idea"

"IntelliJ Idea" одна из наиболее распространенных систем программирования для Java. Она удобна и имеет много инструментов, облегчающих работу программиста. К несомненным плюсам можно отнести доступные бесплатные версии этой среды разработки в интернете.

Примечание. Термин IDE(интегрированная среда разработки) идентичен понятию "система программирования", однако в профессиональной среде его используют чаще.

Где взять "IntelliJ Idea"?
Данную IDE можно скачать с официального сайта компании "JetBrains". Для этого сначала нужно набрать в любом интернет-поисковике следующие слова для поиска: "Intellij Idea". Первый же сайт в отобразившемся списке - наш.